Таблица 2 Планируемый уровень деятельности
Таблица 3 Расчет сметных ставок распределения прямых постоянных затрат
Бюджет переменных производственных затрат формируется в разрезе производственных процессов, таких как «печать на машине КВА 72», «печать на машине КВА 74» и т. д. Размер затрат по каждому из процессов определяется как произведение уровня деятельности на нормативы по статьям переменных производственных затрат. Для того чтобы рассчитать нормативы переменных производственных затрат, в течение месяца все такие затраты (без учета стоимости материалов) учитывались в разрезе производственных процессов. Кроме того, отслеживалось время, фактически отработанное оборудованием. Норматив затрат на один час работы оборудования был получен в результате деления производственных затрат на время работы. Постоянные производственные затраты. К прямым постоянным производственным затратам относятся амортизация, стоимость ремонта и страхования оборудования. Они включаются в бюджет прямых производственных затрат в полном объеме и не зависят от запланированного уровня деятельности. Однако величина постоянных затрат может корректироваться при существенном изменении условий работы предприятия. К примеру, закупка нового оборудования увеличит ежемесячную сумму амортизации, затраты на ремонт, размер страховки. Постоянные производственные затраты необходимо планировать для определения финансового результата за отчетный период в целом по предприятию. Для расчета суммы постоянных производственных затрат, подлежащей включению в отдельный заказ, используется сметная ставка их распределения. Пример расчета сметной ставки по основным производственным процессам представлен в табл. 3. Планирование закупокВ компаниях с серийным производством бюджет закупок формируется для того, чтобы контролировать объем поставок основных материалов и закупочные цены. В типографии «Граффити» большая часть материалов закупается непосредственно под каждый заказ и нередко предоставляется покупателями, поэтому менеджмент компании принял решение не формировать бюджет закупок. Материалы, часто используемые при выполнении различных заказов (краска, лак и др.), закупаются по мере необходимости по полнения остатков на складе. Объем неснижаемого остатка определяет менеджер по снабжению экспертным путем. Список необходимых материалов, их объем и стоимость указываются в утвержденной форме заявления на закупку, которое авторизуется финансовым директором. Перед авторизацией цена материалов, указанная в заявлении, сравнивается со средней стоимостью приобретения аналогичных материалов в предшествующих месяцах. Если отклонение в большую сторону не существенно, то затраты на приобретение включаются непосредственно в бюджет доходов и расходов компании. В противном случае, если менеджер не смог предоставить весомых объяснений, заявление отклоняется. Таблица 4 Расчет ставки распределения накладных затрат, руб.
Планирование накладных расходовК накладным относятся общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие затраты. В бюджет общепроизводственных затрат включаются только те, которые нельзя напрямую отнести к конкретному производственному процессу и которые не зависят от объема производства:
Перечисленные расходы планируются на основании данных предшествующих периодов. Бюджеты общехозяйственных и коммерческих расходов, формируемых в компании «Граффити», не отличаются от бюджетов, составляемых в компаниях с серийным производством, так как не зависят от формы организации производства. Накладные затраты не связаны ни с выполнением отдельных заказов, ни со временем работы оборудования. Поэтому при включении этих затрат в себестоимость заказа использование натуральных единиц (объема заказа, уровня деятельности и т. п.) в качестве базы распределения нежелательно. В типографии решили, что накладные затраты будут распределяться на стоимость заказов пропорционально сумме прямых производственных затрат. Для отнесения накладных расходов на себестоимость отдельного заказа определяется ставка накладных затрат на 1 рубль прямых производственных затрат (см. табл. 4). Планирование доходов и расходовПосле того как выполнены вышеперечисленные шаги по планированию деятельности предприятия, составляется бюджет доходов и расходов (см. табл. 5). Формирование бюджетов инвестиций, финансовой деятельности, движения денежных средств и прогнозного баланса в компании «Граффити» производится на тех же принципах, что и в серийном производстве. Калькулирование себестоимости заказаКалькулирование плановой себестоимости заказов необходимо для определения цены и анализа экономической целесообразности их принятия. В большей степени себестоимость заказа определяется используемым сырьем (основными материалами) и выполняемыми производственными операциями. Статьи калькуляции и метод их расчета, применяемый в типографии «Граффити», представлены в табл. 6. Контроль и анализ бюджетных отклоненийНесмотря на то что бюджет доходов и расходов компании составляется в разрезе ассортиментных групп, контроль и анализ отклонений по итогам месяца осуществляются по производственным процессам. Анализом отклонений занимается планово-производственный отдел. Пример В настоящий момент в компании разрабатывается система мотивации, которая позволит увязать размер вознаграждения сотрудников с системой бюджетирования и будет зависеть от размеров экономии или перерасхода денежных средств. Таблица 5 Бюджет доходов и расходов
Таблица 6 Калькуляция себестоимости заказа
Итоги проектаВ результате внедрения системы бюджетирования и изменения подхода к калькулированию себестоимости компании удалось добиться следующих результатов:
В итоге затраты на внедрение системы бюджетирования и работу консультантов окупились за девять месяцев (подробнее о результатах проекта см. интервью. - Примеч. редакции.) «Мы отказались от убыточных заказов»Интервью с исполнительным директором типографии «Граффити» Юрием Бохоновым - Юрий, чем была вызвана необходимость внедрения системы бюджетирования? - Можно выделить две основные причины, по которым было принято решение о внедрении системы бюджетирования, - большая погрешность в калькуляции себестоимости заказа и отсутствие достоверных прогнозов финансовых результатов деятельности предприятия. За месяц «Граффити» выполняет более трехсот заказов, каждый из которых обладает уникальными характеристиками. Основные клиенты — это рекламные агентства, которые размещают разовые заказы. Например, печать буклетов к рекламной кампании или приглашений. Повторяющихся заказов, таких как печать периодических изданий, практически нет. Поэтому учесть затраты на каждый заказ очень сложно, особенно если делать это по аналогии с серийным производством, где учет ведется по видам продукции. По итогам общения с успешными иностранными типографиями было решено разработать собственную систему калькуляции и бюджетирования и автоматизировать процесс расчета, а не внедрять дорогостоящие информационные системы. Чтобы понять, как точнее рассчитывать себестоимость заказов и планировать деятельность типографии, были приглашены специалисты консалтинговой компании. В результате мы разработали систему бюджетирования для позаказного производства, автоматизированную на базе MS Excel. - С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе внедрения системы бюджетирования? - Проблемы, конечно, были. Во-первых, консультанты довольно долго вникали в специфику производства - около четырех месяцев. Это связано с тем, что в полиграфии очень много отраслевых особенностей. Кроме того, были сложности с передачей необходимой информации представителям консалтинговой компании от менеджеров по продажам, бухгалтерии, технологов и других специалистов. У всех сотрудников типографии напряженный график работы, поэтому зачастую сроки передачи информации откладывались. В результате, вместо того чтобы потратить на весь проект полгода, его удалось завершить только через восемь месяцев. Во-вторых, работники типографии восприняли внедряемую систему бюджетирования не как необходимый инструмент управления бизнесом, а как систему контроля. Разумеется, в такой ситуации рассчитывать на содействие персонала не приходилось. Поэтому, когда менеджмент провел семинар с сотрудниками компании, на котором были даны ответы на все возникшие вопросы и разъяснены необходимость и полезность создаваемой системы, обстановка в коллективе нормализовалась. Консультанты планировали, что затраты на разработку и внедрение новой системы окупятся за полгода благодаря гибкой ценовой политике, повышению цен, контролю за затратами и другим возможностям системы. На практике затраты окупились только за девять месяцев. - Расскажите, чего удалось добиться благодаря использованию системы бюджетирования? - В результате внедрения системы бюджетирования и методики расчета себестоимости заказов выяснилось, что со многими клиентами компания работала в убыток, так как не могла точно определить минимальную цену заказа и допустимый размер скидок. Проанализировав сложившуюся ситуацию, в конце 2004 года цены на услуги были увеличены в среднем на 20%. Поскольку повышение цен совпало с новым годом, когда у типографий много заказов и они загружены, это никак не отразилось на объеме продаж. Но в январе произошел спад производства на 35—40%, и по итогам месяца компания получила убытки. Затем объемы производства стали восстанавливаться, мы нашли новых заказчиков, вернули часть прежних клиентов, которые отказались от услуг типографии после повышения цен. В настоящий момент «Граффити» стабильно работает при 80% прежней загрузки производства, но у нас нет ни одного убыточного заказа. В то же время внедрение системы бюджетирования позволило компании вести более гибкую ценовую политику (предоставлять скидки, снижать цену и работать с минимальной рентабельностью). Срок исполнения заказа обычно очень короткий — от суток до недели. Полученные заказы ставятся в график производства, и уже к середине текущего месяца можно рассчитать точку безубыточности. При достижении этой точки типография может позволить себе до конца месяца принимать заказы с минимальной рентабельностью с целью пополнения оборотных средств. - Как с внедрением системы бюджетирования изменилась численность административно-управленческого персонала? - В компании была введена штатная должность экономиста, в обязанности которого входят подготовка отчетности по управленческому учету, анализ отклонений фактически достигнутых показателей от бюджетных. Также в бухгалтерии появился новый сотрудник, который проверяет сметные расчеты по заказам. Вместе с тем, рассчитав затраты на оплату административно-управленческого аппарата, менеджмент пришел к выводу, что штат завышен, поэтому некоторые сотрудники были уволены по сокращению. В настоящий момент число административных работников снизилось на 20%. - Какие проблемы остались нерешенными в результате внедрения системы бюджетирования? - Проблемы, связанные с управлением производственными рабочими. В ходе реализации проекта для них был разработан норматив. Заработная плата таких сотрудников рассчитывается с использованием сдельно-повременной формы оплаты труда, то есть учитываются время и количество операций. Созданная система бюджетирования позволила выявить, что рабочие не укладываются в норматив по трудозатратам на некоторых операциях, то есть работают неэффективно. Получается, что компания каждый месяц перерасходует денежные средства на оплату неэффективного труда. В настоящее время создаются инструменты мотивации (премии и штрафы), которые позволят решить эти проблемы. Беседовала Екатерина Рубцова |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|